Методическая копилка > Духовно-нравственное воспитание |
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ |
|
|
|
В условиях современного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. И такие категории, как духовность и патриотизм занимают первые места.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы патриотических и духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Вся работа ведется по трем направлениям:
1. самообразование педагогов;
2. взаимодействие с родителями;
3. совместная деятельность с детьми.
Совместная деятельность с детьми – самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры (знакомство с православными традициями, проведение народных, фольклорных, государственных, традиционных и семейных праздников, беседы на нравственные темы, чтение детской художественной литературы, образовательные проекты, рассматривание книжных иллюстраций и фотографий, художественно-продуктивная деятельность, различные виды музыкальной деятельности и др.).
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач: анкетирование («Отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка»); родительские собрания, папки-передвижки, выставки семейного творчества на данную тематику; беседы о воспитании; совместные праздники.
Гражданско-патриотическое воспитание— как одно из направлений социально-личностного развития детей— является важной частью педагогической деятельности.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Начиная с младшего дошкольного возраста педагоги ведут работу по патриотическому воспитанию через формирование любови к природе, эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. В среднем дошкольном возрасте работа по патриотическому воспитанию проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка. Далее, в старшем дошкольном возрасте – через познавательное отношение к миру, развитие основ экологической культуры, закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, формирование позиции созидателя и творца, эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
В своей работе педагоги ДОО используют различные формы и методы работы на основе интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, заучивание произведений фольклора, подвижные и дидактические игры и т.д..
Формирование патриотических чувств проходит эффективней, если установить тесную связь с семьей. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе МБДОУ "Детский сад № 1". И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на личностное становление будущих граждан, патриотов России.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО"
В Тверской области в 2023 -2024 учебном году для детей от 4,5 лет до 7 лет с 01.09.2023 г. по 31.08.2024 г.
реализуется региональный проект "Что такое хорошо и что такое плохо". Проект реализуется в целях формирования у ребенка в детском саду и дома
социально-нравственных качеств, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Участие детей в этом
проекте формирует у них представления о хороших и плохих поступках и их последствиях; умения оценивать свои поступки и поступки других людей;
чувство товарищества, доброты, сочувствия и отзывчивости, уважения к старшим, ответственность.
Участники проекта - дети 4,5 - 7 лет, их родители и педагоги. Работа строится в соответствии с возрастной категорией детей. Содержание деятельности
педагога включает: беседы на моральные темы, чтение художественных произведений с последующим их анализом, обсуждение и проигрывание проблемных
ситуаций, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества, прослушивание (разучивание) песен о дружбе, продуктивные виды деятельности.
Основные задачи проекта:
- формировать представления детей о хороших и плохих поступках и их последствиях;
- содействовать формированию умения оценивать свои поступки и поступки других людей;
- способствовать созданию условий для воспитания у детей чувства товарищества, доброты, сочувствия и отзывчивости, уважения к старшим,
ответственности, желания совершать положительные поступки.
Содержание проекта представлено основными содержательными линиями, определяющими тематику мероприятий,
рекомендованных для работы с детьми дошкольного возраста.
1) Линия «Человек среди людей»
В сентябре: беседы: «Моя семья», «Детский сад – мой второй дом», «Я – мальчик, я - девочка», «Тело человека» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений: С. Михалков «Будь человеком», А. Барто «Я расту», М. Ефремов «Тело человека» и др.;
2) Линия «Человек в культуре»
В октябре: беседы: «Наша родина - Россия», «Природа нашей родины», «Праздники, которые мы любим» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений: П. Воронько «Лучше нет родного края», Т. Бокова «Родина», Е. Кисляков «Россия – моя Родина»,
М. Пришвин «Моя Родина» и др.;
3) Линия «Забота о взрослых людях и братьях наших меньших»
В ноябре: беседы: «Что такое забота», «Как дети могут проявлять заботу о взрослых», «Почему животные нуждаются в заботе» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений: К. Чуковский «Доктор Айболит», П. Ершов «Конек - Горбунок»,
М. Пляцковский «Как ослик учился уважать старших», Е. Благинина «Посидим в тишине» И. Солнышко «Мамина помощница» и др.;
4) Линия «О добре и зле»
В декабре: беседы: «Хорошие и плохие поступки», «Полезные и вредные привычки», «Зачем нужны вежливые слова» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршак «Кошкин дом», В. Осеева «Плохо» и др.;
5) Линия «Детям о радости за чужие успехи и зависти»
В январе: беседы: «Что такое зависть», «Чем вредит людям зависть», «Как играют воспитанные дети», «Почему важно радоваться успехам других» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений: Русская народная сказка «Морозко», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», Т. Ломбина «Капитан»,
В. Сухомлинский «Трудно быть человеком», С. Михалков, М. Пляцковский, С. Прокофьева «Сказки о зависти» и др.;
6) Линия «Детям о трудолюбии»
В феврале: беседы: «О профессиях», «О важности труда: без труда мы никуда», «Быть трудолюбивым важно», «Терпение и труд – все перетрут» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений: С. Маршак «Кот и лодыри», А. Барто «Митяй - лентяй», В. Данько «Лень» и «Кающийся лентяй»,
Е. Пермяк «Для чего руки нужны», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», И. Крылов «Стрекоза и муравей», В. Сухомлинский «Бабашка и Петрик» и др.;
7) Линия «Детям о щедрости и жадности»
В марте: беседы: «Почему важно делиться», «С каким человеком легко дружить», «Правила игры для воспитанных детей», «Глупость ссорится, а ум договаривается» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений: Народная сказка «Два жадных медвежонка», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С. Михалков,
М. Пляцковский, Н. Немцова «Сказки о жадности», С. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Кузнецова «Поссорились», Н. Дурова «Две подружки» и др.;
8) Линия «Детям о честности и правдивости»
В апреле: беседы: «Почему важно быть честным», «Правила игры для воспитанных детей», «Об умении держать слово», «Быть ответственным и справедливым» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений: В. Осеева «Что легче», Т. Горская «Колин папа», Л. Толстой «Лгун», В. Драгунский «Тайное становится явным»,
Н. Носов «Клякса», М. Зощенко «Трусишка Вася» и др.;
9) Линия «Детям о скромности»
В мае: беседы: «Кого называют скромным человеком», «Скромность и хвастливость», «Скромность и стеснительность» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», С. Баруздин «Морской котик»,
С. Маршак «Мастер - ломастер», русская народная сказка «Колобок» и др.;
10) Линия «Детям о чутком отношении к людям»
В июне: беседы: «Что такое доброта», «Что такое чуткость», «Почему к людям нужно относиться чутко», «О бабушках и дедушках» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений: А. Барто «Вовка – добрая душа», В. Осеева «Навестила», В. Осеева «Просто старушка»,
М. Пляцковский «Помощник», В. Осеева «Печенье» и др.;
11) Линия «Дружба крепкая»
В июле: беседы: «Что такое дружба», «Зачем нужны друзья», «Что значит быть хорошим другом» и др.
Чтение и последующий анализ художественных произведений: Л. Толстой «Два товарища», В. Осеева «До первого дождя», Е. Кошевой «Мой сын»,
А. Митта «Шарик в окошке», Б. Заходер «Мы - друзья», М. Пляцковский «Урок дружбы» и др.;
12) Линия «Дорогою добра»
В августе: беседы: «Что бы ты сделал для людей, если бы у тебя была волшебная палочка»
Чтение и последующий анализ художественных произведений: А.Н. Афанасьев «Волшебное кольцо», М. Пляцковский «Если добрый ты»,
В. Катаев «Цветик - семицветик» и др..
Ежемесячно в каждой группе оформляются выставки детских рисунков по содержательным линиям Проекта.
По итогам реализации проекта будет создана книга " Правила поведения для вежливых детей"
созданная руками воспитанников ДОУ, в которой каждый лист отражает суть работы над содержательной линией Проекта,
а также памятки для родителей по каждой содержательной линии Проекта.
Итоги реализации проекта в виде фотоотчетов будут предоставляться ежемесячно на странице "Новости" официального сайта МБДОУ "Детский сад № 1" и
в группе Вконтакте.
|
|
|
|
|